Описание основной образовательной программы начального общего образования
МБОУ СОШ №19 им. М.Г. Бондаренко с.Ольгинка
Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ
СОШ №19 им. М.Г. Бондаренко с.Ольгинка (далее – ООП НОО) разработана в
соответствии
с
федеральным
государственным
образовательным
стандартом,
утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 06
октября 2009 года №373 (далее – Стандарт), с учетом примерной основной
образовательной программы начального общего образования и определяет содержание
образования на уровень начального общего образования.
Основная образовательная программа начального общего образования (далее
ООП) разработана педагогическим коллективом МБОУ СОШ № 19 в соответствии с
требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования (далее – ФГОС НОО) к структуре основной образовательной
программы,
определяет
организацию
цель,
образовательной
задачи,
планируемые
деятельности
при
результаты,
получении
содержание
начального
и
общего
образования, особенностей образовательного учреждения, образовательных потребностей
и запросов обучающихся, а также концептуальных положений УМК «Школа России».
Основная
предусматривает
образовательная
достижение
программа
следующих
начального
результатов
общего
образования
образования:
предметные,
метапредметные и личностные результаты. А также предусматривает достижение
планируемых результатов, выявление и развитие способностей обучающегося:
- формирование предметных и универсальных способов действий, а также опорной
системы знаний, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной
школе;
- воспитание основ умения учиться – способности к самоорганизации с целью
решения учебных задач;
-
индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития –
эмоциональной, познавательной, саморегуляции.
Целью реализации основной образовательной программы начального общего
образования
является
выпускников
начальной
компетенций,
обеспечение
школы
определяемых
планируемых
целевых
результатов
установок,
личностными,
знаний,
семейными,
по
достижению
умений,
навыков,
общественными,
государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного
возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
Особенностью содержания современного начального образования является
формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных,
познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации
самостоятельной учебной деятельности.
Образовательная программа начального общего образования нацелена на решение
приоритетной задачи - формирование УУД (общих учебных умений, обобщённых
способов действий, ключевых умений), обеспечивающих готовность и способность
ребёнка
к
овладению
(культурологический,
компетентностью
«
уметь
учиться».
познавательно-коммуникативный,
Единые
подходы
информационный,
деятельностный) и принципы (развития, вариативности, концентричности), лежащие в
основе ФГОС второго поколения, способствуют формированию у детей младшего
школьного возраста прочных знаний, умений и навыков в каждой предметной области и
универсальных (метапредметных) умений; развитию способностей, готовности к
обучению, сотрудничеству, саморазвитию; решению важных воспитательных задач.
Учитывая инновационные тенденции, обозначенные в рамках ФГОС второго
поколения, образовательная программа начального общего образования обеспечивает
развитие познавательной мотивации и интереса учащихся, их готовность к продолжению
обучения в среднем звене, развитие способности к сотрудничеству и совместной
деятельности ученика с учителем и одноклассниками, способствует формированию основ
нравственного поведения.
Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ
СОШ № 19 разработана в соответствии с требованиями федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной
образовательной программы, определяет содержание и организацию образовательного
процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование
общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и
интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной
деятельности,
обеспечивающей
социальную
успешность,
развитие
творческих
способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья
обучающихся.
Основная образовательная программа сформирована с учётом особенностей первой
ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения. Начальная
школа — особый этап в жизни ребёнка, связанный:
• с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка — с
переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей
общественный характер и являющейся социальной по содержанию;
• с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия
ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении,
социальном признании и самовыражении;
познании,
•
с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика,
выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый
образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;
•
с формированием у школьника основ умения учиться и способности к
организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной
деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку;
взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе;
•
с изменением при этом самооценки ребёнка, которая приобретает черты
адекватности и рефлексивности;
• с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером
сотрудничества
со
взрослыми
и
сверстниками,
общением
и
межличностными
отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения.
Учитываются также характерные для младшего школьного возраста (от 6,5 до 11 лет):
•
центральные психологические новообразования, формируемые на данной
ступени
образования:
словесно
смысловая
память,
произвольное
рефлексия
содержания,
логическое
-
оснований
внимание,
и
мышление,
письменная
способов
действий,
произвольная
речь,
анализ,
планирование
и
умение действовать во внутреннем плане, знаково - символическое мышление,
осуществляемое как моделирование существенных связей и отношений объектов;
• развитие целенаправленной и мотивированной активности обучающегося,
направленной
на
овладение
учебной
деятельностью,
выступает формирование устойчивой системы учебно -
основой
которой
познавательных
и
социальных мотивов и личностного смысла учения.
При определении стратегических характеристик основной образовательной
программы учитываются существующий разброс в темпах и направлениях развития детей,
индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти,
мышлении,
речи,
моторике,
связанные
с
возрастными,
психологическими
и
физиологическими индивидуальными особенностями детей младшего школьного возраста.
Целью реализации основной образовательной программы начального общего
образования
МБОУ СОШ № 19 является обеспечение планируемых результатов по
достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок,
знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными,
общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего
школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы
отнесены:
• личностные
результаты
— готовность
и способность обучающихся
к
саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностносмысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуальноличностные
позиции,
социальные
компетентности,
личностные
качества;
сформированность основ российской, гражданской идентичности;
• метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные
учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
• предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных
предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по
получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система
основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной
картины мира.
В основе реализации основной образовательной программы лежит системно деятельностный подход, который предполагает:
•
воспитание
и
развитие
качеств
личности,
отвечающих
требованиям
информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского
гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения
его многонационального состава;
• ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие
личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания
и освоения мира;
• признание решающей роли содержания образования, способов организации
образовательной
деятельности и учебного
сотрудничества
в достижении целей
личностного и социального развития обучающихся;
•
учёт
индивидуальных возрастных,
психологических и
физиологических
особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения;
• обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного
общего, среднего (полного) общего и профессионального образования;
• разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального
развития каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными
возможностями
здоровья),
обеспечивающих
рост
творческого
потенциала,
познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны
ближайшего развития.
Содержание основной образовательной программы образовательного учреждения
отражает требования Стандарта и группируется в три основных раздела: целевой,
содержательный и организационный.
Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые
результаты реализации основной образовательной программы, конкретизированные в
соответствии с требованиями Стандарта и учитывающие региональные, национальные и
этнокультурные особенности народов Российской Федерации, а также способы
определения достижения этих целей и результатов.
Целевой раздел включает:
• пояснительную записку;
• планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной
программы;
• систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной
образовательной программы.
Содержательный раздел определяет общее содержание начального общего
образования и включает образовательные программы, ориентированные на достижение
личностных, предметных и метапредметных результатов, в том числе:
• программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся,
включающую формирование компетенций обучающихся в области использования
информационно-коммуникационных технологий;
• программы отдельных учебных предметов, курсов;
• программу духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся;
• программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;
• программу коррекционной работы.
Организационный
раздел
устанавливает
общие
рамки
организации
образовательного процесса, а также механизм реализации компонентов основной
образовательной программы.
Организационный раздел включает:
• базисный учебный план начального общего образования;
• внеурочную деятельность;
• систему
условий
реализации
основной
образовательной
программы
в
соответствии с требованиями Стандарта.
Основная образовательная программа начального общего образования является
главным стратегическим документом, обусловленным образовательными потребностями
всех участников воспитательно-образовательного процесса и выражающим объективную
заинтересованность обучающихся и родителей, рассчитана на 4 года.