Описание основной образовательной программы основного общего
образования МБОУ СОШ №19 им. М.Г. Бондаренко с.Ольгинка
Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ СОШ
№19 им. М.Г. Бондаренко с. Ольгинка (далее – ООП ООО) разработана в соответствии с
федеральным государственным образовательным стандартом, утвержденным приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации 17 декабря 2010 года №1897
(далее – Стандарт), с учетом примерной основной образовательной программы основного
общего образования и определяет содержание образования на уровне основного общего
образования.
ООП ООО определяет содержание и организацию образовательного процесса на
уровне основного общего образования и направлена на формирование общей культуры,
духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие учащихся,
на
создание
основы
обеспечивающей
для
самостоятельной
социальную
успешность,
реализации
развитие
учебной
деятельности,
творческих
способностей,
саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья учащихся.
ООП ООО состоит из целевого, содержательного и организационного разделов.
Целевой раздел включает:
- пояснительную записку;
- планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной
программы основного общего образования;
- систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной
образовательной программы основного общего образования.
Содержательный раздел включает:
-
программу
развития
универсальных
учебных
действий,
включающую
формирование компетенций обучающихся в области использования информационнокоммуникационных технологий, учебно-исследовательской и проектной деятельности;
- программы учебных предметов, курсов;
- программу воспитания и социализации обучающихся;
- программу коррекционной работы.
Организационный раздел включает:
- учебный план основного общего образования;
- систему условий реализации ООП ООО.
Целями реализации основной образовательной программы основного общего
образования являются:
- достижение выпускниками планируемых результатов: знаний, умений, навыков,
компетенций
и
компетентностей,
определяемых
личностными,
семейными,
общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося
среднего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния
здоровья;
-
становление
и
развитие
личности
обучающегося
в
ее
самобытности,
уникальности, неповторимости.
Достижение поставленных целей при разработке и реализации образовательной
организацией основной образовательной программы основного общего образования
предусматривает решение следующих основных задач:
- обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям
Федерального
государственного
образовательного
стандарта
основного
общего
образования (ФГОС ООО);
- обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего
общего образования;
-
обеспечение
доступности
получения
качественного
основного
общего
образования, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной
программы основного общего образования всеми обучающимися, в том числе детьмиинвалидами и детьми с ОВЗ;
- установление требований к воспитанию и социализации обучающихся как части
образовательной программы и соответствующему усилению воспитательного потенциала
школы,
обеспечению
сопровождения
каждого
индивидуализированного
обучающегося,
психолого-педагогического
формированию
образовательного
базиса,
основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития
личности, созданию необходимых условий для ее самореализации;
- обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации
учебных занятий, взаимодействия всех участников образовательных отношений;
- взаимодействие образовательной организации
при
реализации основной
образовательной программы с социальными партнерами;
- выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе детей, проявивших
выдающиеся способности, детей с ОВЗ и инвалидов, их интересов через систему клубов,
секций, студий и кружков, общественно полезную деятельность, в том числе с
использованием
образования;
возможностей
образовательных
организаций
дополнительного
-организацию интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического
творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности;
- участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических
работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной
среды, школьного уклада;
- включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной
социальной среды (населенного пункта, района, города) для приобретения опыта
реального управления и действия;
- социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональная
ориентация обучающихся при поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов,
сотрудничество
с
базовыми
предприятиями,
учреждениями
профессионального
образования, центрами профессиональной работы;
- сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья
обучающихся, обеспечение их безопасности.
Методологической основой ФГОС является системно-деятельностный подход,
который предполагает:
-
воспитание
и
развитие
качеств
личности,
отвечающих
требованиям
информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского
гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения
многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава;
- формирование соответствующей целям общего образования социальной среды
развития обучающихся в системе образования, переход к стратегии социального
проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий
образования, определяющих пути и способы достижения желаемого уровня (результата)
личностного и познавательного развития обучающихся;
- ориентацию на достижение основного результата образования – развитие
на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира
личности
обучающегося,
его
активной
учебно-познавательной
деятельности,
формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
- признание решающей роли содержания образования, способов организации
образовательной
деятельности и учебного
сотрудничества
в достижении целей
личностного и социального развития обучающихся;
-
учет
индивидуальных
возрастных,
психологических
и
физиологических
особенностей обучающихся, роли, значения видов деятельности и форм общения при
построении образовательного процесса и определении образовательно-воспитательных
целей и путей их достижения;
- разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального
развития каждого обучающегося, в том числе детей, проявивших выдающиеся
способности, детей-инвалидов и детей с ОВЗ.
ООП ООО МБОУ СОШ №19 им. М.Г. Бондаренко с.Ольгинка, с одной стороны,
обеспечивает преемственность с начальным общим образованием, с другой стороны,
предполагает качественную реализацию программы, опираясь на возрастные особенности
подросткового возраста, который включает в себя возрастной период с 11 до 15 лет.
Программа адресована всем субъектам образовательного процесса в школе на уровне
основного общего образования, к числу которых относятся: педагоги основной школы;
учащиеся
основной
школы;
родители
учащихся
5-9
классов;
представители
общественности, являющиеся членами Управляющего совета. Выполнение ООП ООО
обеспечивается за счет источников финансирования местного бюджета и дополнительных
привлеченных средств (спонсорская помощь, добровольные пожертвования). Ресурсное
обеспечение реализации программы на уровне основного общего образования, условия
организации образовательного процесса находятся на допустимом уровне. Подробно
данные позиции анализируются в разделе «Система условий реализации основной
образовательной программы».
ООП ООО реализуется через учебный план и внеурочную деятельность.
Для реализации ООП ООО определяется нормативный срок – 5 лет, который связан
с двумя этапами возрастного развития:
- первый этап – 5-6 классы как образовательный переход от младшего школьного к
подростковому возрасту, обеспечивающий плавный и постепенный, бесстрессовый
переход учащихся с одного уровня образования на другой;
- второй этап – 7-9 классы как этап самоопределения подростка через опробование
себя в разных видах деятельности, координацию разных учебных предметов, построение
индивидуальных
образовательных
маршрутов,
наличие
личностно
значимых
образовательных событий, что должно привести к становлению позиции как особого
способа рассмотрения вещей, удерживающего разнообразие и границы возможных
видений в учебном предмете (предметах).